Адвокат Антонцева дала консультацию чернобыльцу по вопросу постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в городе Москве
На консультацию к адвокату Антонцевой обратился ликвидатор на Чернобыльской АЭС по вопросу обжалования в суде полученного отказа ДГИ города Москвы в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, с формулировкой: « размер площади жилого помещения на праве собственности, приходящейся на каждого члена семьи заявителя , более учетной нормы ,кроме того, заявитель проживает в Москве менее 10 лет» . Постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ему необходима для получения жилищного сертификата .
Проанализировав действующее законодательство и сложившуюся судебную практику , в том числе Верховного Суда РФ и Конституционного суда РФ, а также изучив документы ликвидатора ЧАЭС ( проживающего в городе Москве согласно документам с 2021 года ), правоустанавливающие документы зарегистрированных с ним в жилом помещении членов его семьи на иные жилые помещения, было установлено, что в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для последующего получения жилищного сертификата отказано правомерно.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в ряде его решений, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления с целью предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов указанным в законе гражданам Российской Федерации, нуждающимся в жилище.
Законом РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не установлен порядок признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений, такой порядок определен в Жилищном Кодексе Российской Федерации. Положениями ч. 3 ст. 52 ЖК РФ обязанность по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях возложена на органы местного самоуправления на основании заявлений таких граждан. В соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В субъекте Российской Федерации городе Москве, условия и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в Законе города Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения". Требование о проживании в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, а также требование о том, что размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя , должен составлять менее учетной нормы предусмотрены законодательством города Москвы, в котором проживает заявитель. Также заявителю было разъяснено, что в соответствии с Законом города Москвы в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи заявителя. Таким образом, наличие в собственности у членов семьи заявителя иных жилых помещений было учтено правомерно.
Обжалование в данной ситуации полученного отказа ДГИ г Москвы в суде является нецелесообразным в виду отсутствия у такого действия положительной судебной перспективы.