Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
Телефоны:
+7 (495) 754-96-05
+7 (903) 253-32-90
+7 (905) 722-54-85

Заказать звонок
Сфера деятельности
Опрос
По каким гражданским делам Вам нужна помощь адвоката Марии Антонцевой?

О праве непредоставления документов
опубликовано: 14-01-2024

 

 О праве непредоставления документов

 

 

 

От ИФНС получено требование , адресованное садоводческому некоммерческому товариществу,  о предоставлении  документов (информации) за 2020 год    в порядке ст 93.1 Налогового кодекса (без указания на конкретную сделку) . При этом  ИФНС требует, чтобы товарищество предоставило  штатное расписание  сотрудников СНТ с указанием персональных данных  сотрудников, их ИНН и должностей, а также список физических лиц , входящих в состав членов СНТ. Правомерны ли требования налоговой инспекции?

 

 

Статьей 93.1 Налогового кодекса предусмотрено право должностного лица налогового органа истребовать документы (информацию) без назначения налоговой проверки в случае, если возникает обоснованная необходимость получения сведений по конкретной сделке. При этом названная норма закрепляет обязательное условие: документы (информация) как предмет истребования должны относиться именно к сделке, а не ко всей деятельности налогоплательщика, не к ее части или периоду, не к налоговому периоду и т. п.  ( согласно позиции Конституционного Суда РФ  в Определении от 07.04.2022 № 821-О, поддержанной ФНС в  Письме Федеральной налоговой службы от 24 октября 2022 г. № 7-8-04/0005@ )

 

 

Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ). Соответственно, п. 2 ст. 93.1 НК РФ по своему буквальному смыслу не предполагает возможности истребования документов (информации) в случае, если их нельзя связать с теми или иными сделками . При этом, нормы законодательства о налогах и сборах не содержат запрета на истребование документов (информации) по сделкам за  периоды, превышающие общий трехлетний срок.

 

 

Контрольная функция, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, присуща всем органам государственной власти в пределах закрепленной за ними компетенции, что предполагает их самостоятельность в реализации этой функции и специфические для каждого из них формы ее осуществления,  вместе с  тем, осуществляя контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, налоговые органы не вправе выходить за пределы предоставленных им законом полномочий.

 

 

Таким образом , если запрашиваемая налоговым органом   информация  не имеет отношения к конкретной сделке,  и тем более связана с персональными данными лиц, не являющихся контрагентами каких-либо сделок ,  то такую информацию лицо, получившее требование,  может не предоставлять, пояснив в письменном виде налоговому органу мотивы принятого решения.

 

 

В случае привлечения налоговым органом  лица к ответственности точку в споре поставит суд.